При городских поездках в Европе время работы двигателей в режиме холостого хода достигает 35 %. Система старт-стоп, которая автоматически гасит двигатель при остановке машины, способствует значительному снижению выбросов вредных веществ и может обеспечить экономию топлива до 8-9 %.
В эксплуатации система крайне проста. На автомобилях с механической коробкой передач двигатель останавливается, как только автомобиль останавливается, водитель отпустит сцепление и переключит рычаг в нейтраль. При нажатии на сцепление система активирует двигатель. На автомобилях с автоматической коробкой передач двигатель гасится при полной остановке и удерживании тормоза в нажатом состоянии. Двигатель запускается при отпускании тормоза.
Алгоритм работы системы старт-стоп
Система старт-стоп подготавливается к работе.только при специфических обстоятельствах:
- закрыты капот и дверь водителя;
- пристегнут ремень безопасности водителя;
- скорость движения выше 4 км/ч;
- нет прицепа.
Если хотя бы одно из условий не соблюдено — система не функционирует.
Двигатель не будет остановлен системой.в данных ситуациях:
- температура ОЖ ниже 25 градусов (двигатель не прогрет);
- обороты двигателя выше оборотов холостого хода;
- температура в салоне автомобиля отличается от заданной климатической установке больше чем на 8 градусов (салон не прогрет);
- включен обогрев лобового стекла;
- недостаточен заряд АКБ для дальнейшего запуска двигателя;
- неисправен генератор;
- рулевое колесо повернуто на большой угол (например, маневрирование на стоянке);
- остановка произошла после выключения заднего хода;
- сажевый фильтр находится в режиме регенерации (для дизелей);
Система autonomно активирует мотор.(без участия водителя) при таких обстоятельствах: после остановки машина начала двигаться (по наклону), и скорость превысила 3 км/ч; были выполнены условия, изложенные в предыдущем абзаце.
Варианты конструкций системы старт-стоп
Существует несколько вариантов конструктивного исполнения системы старт-стоп. В первом варианте применяются «улучшенные» компоненты электрооборудования: более прочный стартер с усиленным механизмом и аккумуляторная батарея со стекловолокнистым наполнителем, пропитанным электролитом, способная выдерживать большее количество циклов зарядки-разрядки.
Второй способ — применение реверсивного генератора, который также называют стартер-генератором. Его функция понятна из названия. Для его функционирования необходим специальный приводной ремень и натяжитель, что дает возможность ротору вращаться в двух направлениях. В отличие от первого способа для управления такой системой старт-стоп используется отдельный контроллер.
Специалисты из компании Мазда в Японии создали свою версию системы, которая не нуждается в специальных компонентах. Замысел довольно гениален — применяя информацию датчика положения коленвала, остановка двигателя происходит в момент, когда поршни находятся в наиболее подходящем для следующего запуска положении. При старте в цилиндр, который находится на такте рабочего хода, вводится топливо и искра, что облегчает стартера и сокращает время запуска.
Вместе с системой старт-стоп также может использоваться рекуперативное торможение.