Большинство людей будут приятно удивлены, узнав, что история электромобилей насчитывает почти 180 лет! Да, первые электромобили были созданы почти на полвека раньше первого автомобиля. Импульсом для их разработки стало открытие Фарадеем явления электромагнитной индукции, после чего инженеры и изобретатели начали искать пути его практического использования. Точные данные о времени возникновения и имени создателя первого электромобиля не сохранились.
Как зарождались первые электромобили
Первый из электромобилей.
Существует достоверная информация о том, что в промежутке с конца 1830-х до начала 1840-х годов было представлено как минимум три модели электрических экипажей без лошадей: шотландцем Робертом Андерсоном, английским инженером Робертом Девидсоном и американцем Томасом Девенпортом. Все они отличались значительным весом, могли развивать скорость не более 4 км/ч и были слабо пригодны для практического использования. Развитию электромобилей препятствовало отсутствие сравнительно легких и подзаряжаемых аккумуляторов.
В 1865 году француз Гастон Планте продемонстрировал предшественника такого аккумулятора. Он еще не подходил для практического применения, однако принципы, заложенные в его конструкции, были использованы другими изобретателями. К началу 80-х годов ХIХ века стали разрабатываться относительно легкие, а главное, достаточно емкие и подзаряжаемые аккумуляторы. Это спровоцировало бум в производстве электромобилей. Конец ХIХ – начало ХХ веков можно считать «золотой эпохой» электромобиля.
В то время практически никто не верил в будущее ДВС. Средний электромобиль тех лет развивал скорость до 30 км/ч, а запаса хода вполне хватало для поездок без подзарядки или замены батарей в течение дня. При этом электромотор «заводился» без проблем в любых условиях, не требовал переключения передач и работал бесшумно. Полную противоположность представлял в те годы автомобиль с ДВС. Громкий и капризный мотор, выделявший едкие облака дыма, запах бензина и масла, необходимость ручного запуска и переключения передач – все это отпугивало потенциальных покупателей. Приобрести безлошадный экипаж в то время могли позволить себе только состоятельные люди. А они, естественно, выбирали чистый, тихий и удобный в использовании электромобиль. Электромобили были настолько просты, что ими легко управляли женщины и пожилые люди.
О достижениях «электромобилизации» тех времён свидетельствует то, что первые рекорды скорости были зафиксированы именно на электромобилях. В 1895 году прошёл первый в истории официально зарегистрированный заезд, в ходе которого электромобиль французского Шарля Жанто продемонстрировал скорость 63 км/ч. А в 1899 году впервые в истории на земле транспортное средство преодолело 100-километровый скоростной рубеж. Электромобиль Jamais Contente (Всегда недовольная), созданный бельгийцем Камилем Иенатци, разогнался до 105 км/ч.
Распространение элетромобилей в XX веке
Электрический автомобиль начала двадцатого века
В первое десятилетие XX века электромобили стали еще более востребованными. Их применяют в роли такси, пожарных автомобилей и машин скорой помощи. Возрастает их скорость и дальность движения без подзарядки. Некоторые модели оборудованы системой рекуперации энергии при торможении. Наибольшее распространение электромобили получили в США, где в начале XX века их число более чем в 1,5 раза превосходило количество бензиновых машин.
Однако сторонники ДВС не сидели сложа руки и стремительно улучшали свое творение. Со временем обстоятельства начали изменяться в сторону бензиновых автомобилей. На это оказали влияние несколько причин. Открытие крупных месторождений нефти способствовало широкому производству недорогого бензина.
Развитие сети автомобильных дорог обеспечило возможность дальних поездок, на что электромобили не могли рассчитывать из-за ограниченного запаса хода. Кроме того, их скорость была значительно ниже, чем у бензиновых автомобилей, а вес – значительно больше. К тому же, конструкция автомобиля стала более совершенной и гораздо экономичнее в производстве. Внедрение электрического стартера и трансмиссии существенно упростило эксплуатацию. Популярность электромобилей начала снижаться, и к 1920 году их доля сократилась до примерно 1%. К 1930 году производство электромобилей практически прекратилось.
Камиль Иенатци управляет автомобилем Jamais Contente.
До конца 1980-х годов о электромобилях никто не вспоминал, пока не возникла острая проблема загрязнения окружающей среды и не стала явной угроза истощения запасов нефти. Ряд компаний начали производить электрические транспортные средства, которые, однако, не предназначались для индивидуального использования. Немногочисленные электрические автобусы, фургоны и грузовики применялись в различных городских службах. Следующий всплеск интереса к электромобилям, который мы видим и сейчас, произошел в 90-х годах прошлого века из-за значительного ужесточения законодательства по загрязнению воздуха. Первым серийным электромобилем нашего времени стал GM EV1, который выпускался в США с 1996 по 2003 годы.