Наверняка, рассматривая возможность приобретения автомобиля с электрическим двигателем, вы думаете, что внесете свой вклад в экологическую чистоту. Не будет выхлопных газов, не потребуется бензин и не возникнут проблемы с устаревшими аккумуляторами и другими отходами. Последние обязательно нужно утилизировать в специальные пункты по окончании срока службы.
А что же на самом деле? Действительно ли всё так прекрасно, как утверждает, к примеру, Илон Маск? Возможно, традиционные топливные системы не наносят экологии планеты большего вреда, чем электрические, газовые, водородные и прочие?
Согласно мнению специалистов Девонширской группы, входящей в состав инвестиционной компании, которая занимается оценкой технологий, заявления Tesla о безопасности электромобилей несколько преувеличены и завышены.
Исследователи пришли к выводу, что прямых выхлопных газов нет, и в этом отношении загрязнение природы сведено к минимуму. Однако они утверждают, что Tesla, как и все электрические автомобили, вызывает загрязнение и выбросы углерода другими способами.
Дело в том, что электродвигатель на каждом этапе своего жизненного цикла оказывает негативное влияние на окружающую среду, и хотя этот аспект не так заметен, как выхлопные газы, это не делает технологию менее опасной.
Начнем с основ. Ваш электромобиль не использует бензин или газ, но все равно получает свою энергию от сжигаемого углерода. Это зависит от способа, которым ваша местная сеть вырабатывает электричество.
«Использование угольных электростанций для генерации электроэнергии не существенно отличается от обычного автомобиля с точки зрения выбросов парниковых газов», — утверждает Вирджиния Макконнелл, экономист из экологической исследовательской компании Resources for the Future.
Однако если зарядные станции используют солнечные панели и ветряные установки для получения энергии, то в таком случае автомобили, использующие эту энергию, можно считать экологически безопасными. Проблема заключается в том, каким образом будет развиваться инфраструктура.
Тем не менее, ситуация становится более сложной, когда рассматриваются другие виды экологического вреда. Электромобили должны обладать малым весом, что подразумевает использование в их конструкции большого количества ультралегких металлов.
Литий в аккумуляторах, например, обладает сверхмалой массой и высокой проводимостью — так вы получаете значительное количество энергии, не увеличивая вес. Другие редкие металлы распределяются по всему автомобилю, в основном на магнитах, которые используются в устройствах от фар до бортовой электроники.
Однако эти редкие металлы имеют своё происхождение, зачастую из экологически опасных горных работ. Все электромобили состоят из компонентов, которые изготавливаются с тем или иным вредом для окружающей среды.
Даже изготовление солнечных панелей зависит от редких металлов, которые необходимо извлекать из земли и перерабатывать на фабриках, что приводит к значительному уровню загрязнения.
Вот, к примеру, один из необычных металлов извлекается в шахте Цзянси в Китае, где рабочие создают ямы глубиной 2 метра. Затем они наполняют их сульфатом аммония, чтобы размягчить землю, которую позже пропускают через ряд кислотных ванн, после чего выделяется ископаемый металл.
На данной шахте полезное ископаемое составляет лишь 0,2 % от всей массы обрабатываемой земли. При этом 99,8 % грунта теперь контаминированы токсичными и химическими веществами, которые продолжают оставаться в экосистеме. И подобных примеров множество.
В целом обеспокоенные данной проблемой учёные пришли к заключению, что технологическая революция в сфере машиностроения с использованием электрических двигателей способствует выработке электроэнергии, которая, в свою очередь, производится старыми способами, сжиганием угля, что приводит к увеличению выбросов СО2 в атмосферу.
С учетом изложенного возникает мнение, что ученые, инвесторы, инженеры и прочие участники этого сегмента должны сотрудничать, тем самым реально снижая негативное воздействие на природу на всех этапах производства и использования электромобилей. Только в таких условиях мы достигнем поистине экологически чистого транспорта.